?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Транспорт: метро и маршрутки.
btromanova
Когда живешь все время в одном и том же месте и ничего вокруг не меняется, практически невозможно критически относиться к тому, что происходит вокруг. Например, я с детства езжу на маршрутках. В какой-то момент в 90-е в наш микрорайон в Калуге просто перестал ходить автобус. А маршрутки ходили. Без расписания, без билетов (просто отдаешь деньги водителю), без льгот. Мне тогда это не казалось чем-то ненормальным, можно же добираться --- и хорошо.

Мне кажется, если всех жителей малоразвитых стран вывозить насильно на экскурсию в развитые, мир станет сильно лучше. Например, после первой поездки в Европу (это была Норвегия), я перестала бегать от контролеров в электричках и теперь всегда плачу за общественный транспорт. Потому что в Норвегии не стоят бьющие по ногам турникеты в метро, и нет контролеров, но, кажется, большинство людей все равно ездит с билетами. Наверное, они так воспитаны, и у них все хорошо.

Вчера мы вернулись из большой поездки по юго-восточной Азии. Она отличалась от остальных постоянной сменой мест --- Китай (разные города), Малайзия, Сингапур, Филиппины (столица и остров-деревня) и Гонконг. Очень интересно было сравнивать, как решаются одни и те же проблемы в разных городах. После возвращения с работы домой на метро и маршрутке захотелось написать про общественный транспорт.

Обязательной частью транспортной системы любого большого города должно быть метро или что-либо его заменяющее (выделенная автобусная линия, монорельс, трамваи). Эта штука характерна известным временем работы, интервалами отправления, стабильностью работы и отсутствием пробок. Пассажир может довольно точно рассчитать, сколько нужно, чтобы добраться из А в Б, иностранец чувствует себя комфортно, схемы линий обычно интернациональны, билеты покупаются в автоматах.

В Китае с этим все хорошо. Метро было в трех из четырех городов, в которых мы были (Шеньчжень, Гуанчжоу, Ханчжоу). В четверном --- Нинбо --- метро должно появиться в 2015 году.

Оформление вокзальной станции в Ханчжоу:
IMG_7647

Ожидание поезда в Шеньчжене:
IMG_7212

Автоматы по продаже билетов. Тыкаешь станции куда-откуда (есть английская версия интерфейса), суешь деньги, автомат выплевывает жетончики и сдачу:
IMG_7191

Немного маразма: как и у нас, нужно снимать переднее колесо велосипеда. В Норвегии все катаются с велосипедами в метро, и ничего, никто не умер.
IMG_7221

Другими недостатками китайского метро можно назвать безликость станций (хотя я от этого не страдаю, светло, лавки есть --- и прекрасно), обилие визуальной и звуковой рекламы на станциях и в вагонах, неприятно-громкие объявления, длинные переходы.

В сингапурском и гонконгском метро все почти также, но лучше: рекламы меньше, объявления тише. А еще там можно вместо одноразовых поездок купить карту (EzLink в Сингпуре, Octopus в Гонконге). Стоимость поездок по карте ниже, пользоваться удобнее (карту принимают во всем остальном транспорте и многих магазинах), пополнялка есть на каждой станции.
IMG_7192

Обе карты сколько-то стоят сами по себе, EzLink вернуть нельзя, Octopus можно, при этом возвращаются все деньги, положенные на карту, а также ее стоимость, но берется плата за операцию (порядка 50 р.)

В Малайзии с метро все немного хуже: оно есть только в Куала-Лумпуре, и линиями там владеют три разные компании, поэтому иногда при пересадке с ветки на ветку нужно выходить, покупать другой билетик и заходить заново. При этом также можно пользоваться пикающей карточкой (Touch 'n Go), но ее сложнее покупать и пополнять.

Павильон станции Pasar Seni, Rapid KL, поезд без водителя:
IMG_7778

Поезда без водителя --- это очень круто, можно ехать и смотреть на дорогу впереди:
IMG_7774

Во всех вышеперечисленных странах в метро чисто, поезда тихие, павильоны часто отгорожены от рельсов, чтобы никто не падал на пути, станции объявляют на двух (а в Гонконге на трех) языках, внутри поезда есть моргающая схема, по которой очевидно, куда едет поезд.

А вот на Филиппинах все иначе. Метро вроде бы существует только в Маниле. Lonely Planet не рекомендует им пользоваться в часы пик, потому что там очень много людей. Мы решили проверить, все правда:
IMG_9243

Поезда ходят часто, но они почему-то очень короткие. Люди выстраиваются в очередь и потом упихиваются в вагон (как обычно, у дверей страшное мясо, а в середине вагона более-менее). Влезают не все, оставшиеся ждут следующего поезда. Станции объявляет машинист (очень неразборчиво, приходиться следить по схеме, которая, к счастью, напечатана на билете). Если проехал станцию, нужно обязательно выйти и зайти с другой стороны, купив новый билетик --- платформы туда-оттуда разделены путями. При входе на любую станцию, нужно пройти через мента, который просит открыть рюкзак и тыкает в него пластиковой палочкой (это больше похоже на ритуал, чем на поддержание безопасности). Автоматов по продаже билетов нет, насчет пикающих карточек --- не знаю, но мне кажется, что тоже нет.

Как же перемещаться по городу? Джипни! Красота:
IMG_9285

Куда едет джипни известно только местным (привет, маршруточки!), и то не всегда, основные пункты маршрута нарисованы красивым (то есть нечитаемым) шрифтом на боку повозки. Сколько стоит билет? Спросите у водителя! Через сколько вы прибудете в пункт назначения? Одному богу известно:
IMG_9395

В Себу (а это, между прочим, огромный город) джипни являются основной формой городского общественного транспорта. В Тагбиларане (город поменьше) их роль выполняют трициклы --- маневренные и медленные мотоциклы с кузовом и глубокомысленными божественными изречениями на задней стенке:
IMG_9566

Самое страшное в джипни и трициклах то, что они полностью парализуют какое-либо движение на дорогах. Они останавливаются где попало для высадки и посадки пассажиров, то есть на однополосной дороге останавливается также все, что едет за ними. На нормальных остановках для автобусов-троллейбусов есть "карманы", но маршрутка --- это же транспорт для людей, останавливается там, где попросят.

Ни в одной стране, кроме России, Филиппин и Индонезии я не видела маршруток.
Ни в одной стране, кроме России, я не видела бомжей и объявлений о покупке регистрации в поездах метро.

Такие дела.


  • 1
А мы в Праге видели пару бомжей. Характерных таких, в куче грязных шмоток. Они сидели на лавке и увлечённо жрали колбасу. Стало очень обидно: у них там бомжи колбасу жрут, видите ли. Что примечательно, спиртягой за версту от бомжей не несло.

Нищие и бомжи на улицах встречаются даже в вылизанном Сингапуре (см. предыдущий пост). Вопрос в их количестве. В Маниле куча людей просто спит на коробках на улице, искать их специально не приходится.

(Deleted comment)
Нет, не приходилось. Когда все на совести --- это прекрасно. В Гонконге за автобусы можно платить двумя способами --- пикать карточкой или бросать деньги в ящик на выходе. Никто не проверяет, сколько кто бросил. В Норвегии платить за хутту нужно было положив нужную сумму в конверт и опустив в почтовый ящик. У меня был культурный шок.

Здорово, что в СССР это работало. Видимо, что-то сломалось после.

(Deleted comment)
Пугает то, что после перестройки прошло уже лет 15-20, телефон со мной человеческим голосом разговаривает, поезда ездят со скоростью 300 км/ч, а билет на электричку я покупаю у тетеньки через маленькое окошко.

В автобусах на правый берег раньше такое стояло (правда, не работало), и компостеры

Компостеры помню, ящик для денег не помню :)

Помню. Монеты там всегда лежали. Т.е. люди платили. Правда контролеры тоже были.

Велосипед в метро вроде запретили из-за упоротых BMXеров, которые по эскалаторам катали.

Спасибо, не знала. Но это, по-моему, все равно что запретить многоэтажки строить, потому что психи иногда с крыши прыгают. Никто не мешает после прохода надеть колесо назад и скатиться по эскалатору. По крайней мере есть станции, где это возможно. Я всегда вставляла колесо назад после прохода через турникет, потому что не понимаю, зачем тащить на себе штуку, которая может ехать.

  • 1