btromanova (btromanova) wrote,
btromanova
btromanova

Транспорт: метро и маршрутки.

Когда живешь все время в одном и том же месте и ничего вокруг не меняется, практически невозможно критически относиться к тому, что происходит вокруг. Например, я с детства езжу на маршрутках. В какой-то момент в 90-е в наш микрорайон в Калуге просто перестал ходить автобус. А маршрутки ходили. Без расписания, без билетов (просто отдаешь деньги водителю), без льгот. Мне тогда это не казалось чем-то ненормальным, можно же добираться --- и хорошо.

Мне кажется, если всех жителей малоразвитых стран вывозить насильно на экскурсию в развитые, мир станет сильно лучше. Например, после первой поездки в Европу (это была Норвегия), я перестала бегать от контролеров в электричках и теперь всегда плачу за общественный транспорт. Потому что в Норвегии не стоят бьющие по ногам турникеты в метро, и нет контролеров, но, кажется, большинство людей все равно ездит с билетами. Наверное, они так воспитаны, и у них все хорошо.

Вчера мы вернулись из большой поездки по юго-восточной Азии. Она отличалась от остальных постоянной сменой мест --- Китай (разные города), Малайзия, Сингапур, Филиппины (столица и остров-деревня) и Гонконг. Очень интересно было сравнивать, как решаются одни и те же проблемы в разных городах. После возвращения с работы домой на метро и маршрутке захотелось написать про общественный транспорт.

Обязательной частью транспортной системы любого большого города должно быть метро или что-либо его заменяющее (выделенная автобусная линия, монорельс, трамваи). Эта штука характерна известным временем работы, интервалами отправления, стабильностью работы и отсутствием пробок. Пассажир может довольно точно рассчитать, сколько нужно, чтобы добраться из А в Б, иностранец чувствует себя комфортно, схемы линий обычно интернациональны, билеты покупаются в автоматах.

В Китае с этим все хорошо. Метро было в трех из четырех городов, в которых мы были (Шеньчжень, Гуанчжоу, Ханчжоу). В четверном --- Нинбо --- метро должно появиться в 2015 году.

Оформление вокзальной станции в Ханчжоу:
IMG_7647

Ожидание поезда в Шеньчжене:
IMG_7212

Автоматы по продаже билетов. Тыкаешь станции куда-откуда (есть английская версия интерфейса), суешь деньги, автомат выплевывает жетончики и сдачу:
IMG_7191

Немного маразма: как и у нас, нужно снимать переднее колесо велосипеда. В Норвегии все катаются с велосипедами в метро, и ничего, никто не умер.
IMG_7221

Другими недостатками китайского метро можно назвать безликость станций (хотя я от этого не страдаю, светло, лавки есть --- и прекрасно), обилие визуальной и звуковой рекламы на станциях и в вагонах, неприятно-громкие объявления, длинные переходы.

В сингапурском и гонконгском метро все почти также, но лучше: рекламы меньше, объявления тише. А еще там можно вместо одноразовых поездок купить карту (EzLink в Сингпуре, Octopus в Гонконге). Стоимость поездок по карте ниже, пользоваться удобнее (карту принимают во всем остальном транспорте и многих магазинах), пополнялка есть на каждой станции.
IMG_7192

Обе карты сколько-то стоят сами по себе, EzLink вернуть нельзя, Octopus можно, при этом возвращаются все деньги, положенные на карту, а также ее стоимость, но берется плата за операцию (порядка 50 р.)

В Малайзии с метро все немного хуже: оно есть только в Куала-Лумпуре, и линиями там владеют три разные компании, поэтому иногда при пересадке с ветки на ветку нужно выходить, покупать другой билетик и заходить заново. При этом также можно пользоваться пикающей карточкой (Touch 'n Go), но ее сложнее покупать и пополнять.

Павильон станции Pasar Seni, Rapid KL, поезд без водителя:
IMG_7778

Поезда без водителя --- это очень круто, можно ехать и смотреть на дорогу впереди:
IMG_7774

Во всех вышеперечисленных странах в метро чисто, поезда тихие, павильоны часто отгорожены от рельсов, чтобы никто не падал на пути, станции объявляют на двух (а в Гонконге на трех) языках, внутри поезда есть моргающая схема, по которой очевидно, куда едет поезд.

А вот на Филиппинах все иначе. Метро вроде бы существует только в Маниле. Lonely Planet не рекомендует им пользоваться в часы пик, потому что там очень много людей. Мы решили проверить, все правда:
IMG_9243

Поезда ходят часто, но они почему-то очень короткие. Люди выстраиваются в очередь и потом упихиваются в вагон (как обычно, у дверей страшное мясо, а в середине вагона более-менее). Влезают не все, оставшиеся ждут следующего поезда. Станции объявляет машинист (очень неразборчиво, приходиться следить по схеме, которая, к счастью, напечатана на билете). Если проехал станцию, нужно обязательно выйти и зайти с другой стороны, купив новый билетик --- платформы туда-оттуда разделены путями. При входе на любую станцию, нужно пройти через мента, который просит открыть рюкзак и тыкает в него пластиковой палочкой (это больше похоже на ритуал, чем на поддержание безопасности). Автоматов по продаже билетов нет, насчет пикающих карточек --- не знаю, но мне кажется, что тоже нет.

Как же перемещаться по городу? Джипни! Красота:
IMG_9285

Куда едет джипни известно только местным (привет, маршруточки!), и то не всегда, основные пункты маршрута нарисованы красивым (то есть нечитаемым) шрифтом на боку повозки. Сколько стоит билет? Спросите у водителя! Через сколько вы прибудете в пункт назначения? Одному богу известно:
IMG_9395

В Себу (а это, между прочим, огромный город) джипни являются основной формой городского общественного транспорта. В Тагбиларане (город поменьше) их роль выполняют трициклы --- маневренные и медленные мотоциклы с кузовом и глубокомысленными божественными изречениями на задней стенке:
IMG_9566

Самое страшное в джипни и трициклах то, что они полностью парализуют какое-либо движение на дорогах. Они останавливаются где попало для высадки и посадки пассажиров, то есть на однополосной дороге останавливается также все, что едет за ними. На нормальных остановках для автобусов-троллейбусов есть "карманы", но маршрутка --- это же транспорт для людей, останавливается там, где попросят.

Ни в одной стране, кроме России, Филиппин и Индонезии я не видела маршруток.
Ни в одной стране, кроме России, я не видела бомжей и объявлений о покупке регистрации в поездах метро.

Такие дела.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments