Сванетия на конях. Вступление.
btromanova
Все началось из-за Светы. Света --- моя коллега, от нее я узнала про коучсерфинг (об этом как-нибудь в другой раз), и в июне мы принимали прекрасных гостей --- Алана и Мириам. Мириам учила русский в РГГУ и в целях культурного обмена, мы решили посмотреть с ней "Мимино", который я считаю одним из лучших советских фильмов. Финальная сцена с этим "Ну, хотите, я из самолета выпрыгну? — Нет, не хочу. — А я хочу.", деревней в горах и вертолетом на цепи каждый раз вызывает какое-то непонятное чувство тоски по грузинской родине, которой у меня, понятное дело, не было. Но вернемся к Свете: на следующий день после моего очередного "хочу в Грузию", она вспомнила про давно найденный тур плана-Б (это такая украинская туристическая компания), обещавший конный походы по Сванетии. Что такое Сванетия, я на тот момент представляла довольно слабо. Я только посмотрела по карте, что Местия, главный город Сванетии, от Телави, города недалеко от деревни из Мимино, находится довольно далеко, но зато вроде бы в горах, и решила ехать. Света отменила запланированный отпуск, мы купили билеты со странным маршрутом Москва - Харьков - Кутаиси - (тут нас возят кони) - Батуми - Тбилиси - Киев - Москва, и стали ждать августа.

Готовилась я к походу довольно плохо. Точнее, не готовилась вообще. Все, на что меня хватило --- купить конные штаны и рюкзак на 30 литров, чтобы сошел за ручную кладь. Света научилась читать по-грузински и периодически пересказывала мне истории из Фазиля Искандера, его она читала на русском, конечно. Истории были в основном со смешным началом и грустным концом, например, про то, как на празднике молодой сосед начал петь раньше старшего, выказав тем самым страшное неуважение, а потом обиженные убили его и всю его семью. В общем, понятно, что я ожидала от поездки чего-то совершенно волшебного, грузины и сваны представлялись мне радушными хозяевами, поющими песни и хватающимися за нож при любом удобном случае.

Наконец настал день отъезда. Вещи в рюкзак я упихивала ногами, получилось в результате неплохо:
2013-08-15 18-44-09
Внутри, между прочим, объемный спальник, термобелье, рубашка, фуболка, конештаны, краги, кроксы, несколько пар носков, кружка и миска, книжка, коврик, куртка, 4 мячика для жонглирования ну и еще кое-что, по мелочи.

Дальше был ночной поезд в Харьков, 2-х часовая экскурсия по местам, которые насоветовали тетушки из харьковского трамвая, обед в "Пузате Хате" и самолет в Кутаиси. В самолете я сидела рядом с Гочей и Григорием. Гоча, как оказалось, родился в Сванетии. Он рассказал, что в Сванетии прекрасные люди, горы и еда (все правда!) и просил, когда будем в Местии, передать привет, утверждая, что его там все знают. Удивительно, но водитель маршрутки, везшей нас в Местию, его и правда знал, не знаю уж, как так вышло. По стечению обстоятельств в аэропорту Кутаиси с ребятами мы провели где-то 3 часа: мы ждали группу, покупавшую еду и сапоги в Кутаиси, они --- пока их заберут друзья из Тбилиси. Развлекались, как могли.
Доедали еду из поезда (лари у нас не было, а обменник в аэропорту по какой-то хитрой причине находился до пограничного конроля, на нейтральной территории):
Кормили аэропортовскую собаку изюмом:
2013-08-16 16-33-53
Парни осваивали основы флеша тремя мячами:

Я училась считать по-грузински до десяти.

Часам к 6 вечера подъехала наша "газелька" с группой и вещами, мы погрузились, предварительно выяснив, что нам нужно было взять палатку, а мы не взяли, и тронулись по направлению к Зугдиди. Мне досталось зачетное впереди место между водителем и Юлей. Как выяснилось, место было свободно, т. к. и тот и другая курили, но у меня к этому времени уже начинался насморк, так что сигареты особо не беспокоили, а виды дороги под грузинскую музыку поднимали упавший за три часа ожидания боевой дух.

Через какое-то время Муради (кажется, именно так звали нашего водителя) подвез нас к плотине и ГЭС на реке Ингури. Муради говорил, что энергия, вырабатываемая ГЭС, продается в том числе и в Россию.

О текущей ситуации в Грузии Муради отзывался как-то неоднозначно: с одной стороны он (и часть сванов потом) говорил, что "вот в советские-то времена было да..." и "Сталин-то был да...", с другой, выяснялось, что при предыдущем "проамериканском" президенте за выпас коров на асфальте стали брать штраф, от Зугдиди до Местии сделали неплохую дорогу, да и сама Местия из деревни превратилась в горный курорт. Муради вел машину довольно забавно: пока мы ехали по равнине от Кутаиси до Зугдиди он сигналил и ругался на каждого пешехода или медленного автомобилиста. Но как только началась Сванетия, злобное двойное бибиканье сменилось одинарным сигналом-приветствием, а окрики проходящим мимо превратились в "привет, как дела" (по-грузински, естественно).

Мы с Муради на фоне Ингурского водохранилища:
_SAM0142

Дорога от аэропорта Кутаиси до Местии с остановкой на базаре в Зугдиди заняла где-то часов 5. Так что добраться до маленькой деревни Адиши, как планировалось, нам не удалось, и мы остановились в гостевом доме у Нино. Мы со Светой и Сашей спали на веранде. Они любят спать на жестком и в холоде, а я решила, что пора потихоньку привыкать к тяготам походной жизни. На следующее утро нас ждал подъем в 6 утра, переезд в Адиши, знакомство с конями и проводниками и, наконец, начало похода.

Продолжение следует. Я надеюсь.