Previous Entry Share
Сванетия на конях. Финал.
btromanova
После тяжелого дня в рододендронах все собирались встать пораньше, спуститься поскорее по найденной тропе в Ушгули и позавтракать там. Привычный завтрак кашкой у палаток отменялся, так как воды у нас почти не было, запасы были потрачены на вечерний чай. Но оказалось, что ночью прошел дождь, и это был тот редкий случай, когда он принес пользу --- на заботливо расстеленном поверх седел тенте собрались лужи, которых хватило на целый котелок. Утро было прекрасным:

Солнце еще только выползало из-за горы, воздух после ночи был достаточно холодным, и мы искали альтернативные способы согревания. Вот, например, Дима пьет чай за теплым столом:

Или вот Саша с Леваном и Тамазом вместо зарядки решили сбегать за перевал и пригнать ушедших слишком далеко лошадок:

Попив дождевого чая с печеньками, мы начали спускаться в деревню. На этот раз через рододендроны шла настоящая тропа, по сторонам которой, к тому же, росла черника. Мы со Светой часто шли впереди колонны. Надо сказать, обычно в этом нет ничего хорошего: привалы --- то есть ожидание последнего и затем коллективный отдых --- казались бесконечными. Но черника в корне меняет дело: раньше пришел --- больше съел, все по справедливости.

После рододендронов, как и положено, начался лес. Тропа в лесу была, но я не уверена, что кто-то до этого ходил там с лошадьми. Валуны, лежащие ступеньками, деревья, слишком сильно склонившиеся над тропой, скользкая взрытая земля --- препятствия, которые обычно не являются проблемой для пешего туриста, для лошади делают догору практически не проходимой. Леван шел впереди и, как мог, освобождал тропу.

На фотке он пилит перегородившую путь осинку перочинным ножом, занятие малоперспективное. Вообще-то Леван брал с собой топор, но на первой ночевке его лезвие раскололось на две части. Осинку мы, в итоге, подняли и заплели в соседние деревья. В общем, спуск был не самый простой, но благодаря тренировке в рододендронах, вся группа преодолела его довольно легко.

Идти стало еще приятнее, когда появилась цель: домик с бордовой крышей, где по словам Левана, нас ждал суп и кубдари.

Ушгули --- самое большое поселение после Местии, которое я видела в Сванетии. Там довольно много гестхаусов, Леван привел нас в один из них, видимо, к своим знакомым. Хозяин дома, пограничник, предложил нам переночевать в их почти достроенном домике для гостей. Мы обещали подумать, хотя я была руками и ногами за ночлег в доме: можно было лучше рассмотреть, как живут местные, не торопиться при возвращении с прогулки к леднику Шхары, и к тому же, на завтрак обещали кучу блюд, из которых я запомнила только мацони, но опыт подсказывал, что должно быть вкусно.

Обед, суп и кубдари:

Кубдари (хачапури с мясом) нам советовал попробовать Гоча, товарищ по несчастью из Кутаисского аэропорта, говоря, что их правильно делают только в Сванетии. У Лали, жены пограничника, кубдари, да и все остальные блюда, чего уж, получились что надо.

Кроме хозяина с хозяйкой в доме жила еще куча народу, в том числе дети. Мелким детям, кстати, языковой барьер абсолютно не мешает. Мальчик, не знаю, как зовут, и девочка Ани прекрасно проводили время в нашей компании:

Вечером Ани пришла к нам в гостевой дом (мы-таки решили остаться ночевать в деревне после прогулки на ледник, о ней чуть позже), и началось безудержное веселье. Ани говорила что-то вроде "мат ариали", эту фразу в нашем исполнении никто из местных не смог перевести, но опытным путем Света выяснила, что "мат ариали" значит "покружи меня". И Ани кружили, качали за руки-за ноги, водили с ней хоровод, а потом вспомнили про игру в лошадки. Игра в лошадки тоже пошла на ура, Света, Женя, я и даже Соня попробовали себя в новом деле:

Перед вечерними играми мы успели скататься на ледник. Ехать без тюков по ровной дороге было очень приятно. Так как ограничения скорости отсутствовали, добрались мы довольно быстро. Из ледника вытекает речка, мне почему-то кажется, что это и есть Ингури, но возможно это просто потому, что я не знаю других названий местных рек.

Шум от нее примерно как от МКАДа --- стоять рядом и разговаривать невозможно. Правда, разговаривать там и не хотелось --- как только мы дошли до того места, где нужно было слезть с лошади и идти пешком, начал капать дождик. Сначала мелкий, потом все сильнее и сильнее. В общем, до ледника я дошла уже полностью мокрая. Целью было дойти до дырки, откуда вытекает вода и потрогать лед.

Цель была выполнена. Дождь, естественно, кончился сразу после того, как мы отъехали от ледника, а к моменту возвращения в деревню, на Шхаре не осталось даже облачка. Зато когда все хорошенько вымокли, вопрос с ночевкой в домике решился сам собой.

Подъем в 6 утра у меня к тому времени уже вошел в привычку. Так как завтра был только в 8, а мы бесцельно мерзли во дворе, Леван пригласил нас в кухню на кофе. Мы пили кофе и грелись у печки, а Лали трудилась:

Плоды трудов: лаваш, салат из макарон (!), битниани квели (сырочек с кинзой), просто сырочек, мацони и запеканка.

После волшебного завтрака мы тронулись в путь. Солнце светило, желудок был полон, дорога пряма, что еще нужно.

Огорчало только то, что в этот день Аркадий с Соней должны были уехать от нас в Батуми (их самолет домой был чуть раньше), и это, в общем-то, как бы намекало, что и нашему походу скоро конец. Соня в последний день взяла пример с грузинских детей, которые, кстати, осваивали 3 мяча с рекордной скоростью, и решила научиться жонглировать:

Ах да, совсем забыла рассказать, что случилось с нашим верным псом. Во время похода мы немного переживали за дальнейшую судьбу нашего спутника, забирать собаку с собой никто не собирался, а в Адиши она тоже особо никому не нужна. Мы поделились горем с хозяином-пограничником, а он сказал, что собака прекрасная и он, пожалуй, оставит ее себе. В общем, в день отъезда пса заперли в хозяйском сарае, он там тихонечко скулил, но все сошлись во мнении, что ему так будет лучше. Расстраивало только то, что дальше мы пойдем без собаки, а с собакой оно все же веселее. Однако утром мы увидели, что к забору кроме коней привязано еще и вот это чудо:

Выяснилось, что это щенок(!) кавказской овчарки, которого родственники из Ушгули подарили Тамазу. Тамаз на вопрос, зачем ему собака, рассказал, что в сентябре он пойдет забирать скот с дальних пастбищ, и с собакой там проще, чем без собаки. Тамаз со щеночком:

Но вернемся к дороге. Дорога от Ушгули до Давбери довольно хорошая. Минус в том, что она настолько хороша, что по ней могут ездить машины. Мой конь считал, что лучше броситься в пропасть, чем идти по дороге с машинами, я делала все, что могла, чтобы его отговорить. В Давбери Аркадий с Соней пересели на машину, а мы продолжили путь.

Закат и рассвет на последней стоянке у озера на перевале над Адиши, были, пожалуй, самыми красивыми за все время похода. Раскрашенные облака, снежные вершины, полная луна, звезды (надо, кстати, выучить еще какие-нибудь созвездия кроме большой медведицы), в общем, айфоном не передашь, нужно ехать и смотреть.

Ночь была умеренно спокойной. Около нашей палатки лошадь решила наесться оставленного на "кухне" полиэтилена, а собака решила ей помешать. Мне сквозь сон казалось, что собака и лошадь перепрыгивают через палатку и наступают на края, но заставить себя подняться и покинуть опасную зону я не могла. Несмотря на собачьи усилия по охране кухни, лошадь своего добилась и на следующее утро идти куда-либо отказывалась. К счастью, у нас были лишние, оставшиеся от Аркадия и Сони, кони, так что больную накормили какими-то лекарствами, освободили от ноши и всадника и заставили идти домой, благо оставалось недалеко.

Дальше не было, в общем-то, ничего интересного: стандартный спуск в Адиши, обед, душ, встреча с чистыми вещами, перепаковка рюкзаков, прощание с Тамазом и Леваном, маршрутка, Местия, маршрутка, Батуми, Тбилиси, Киев, Москва. Уезжать было очень грустно, в городах было все не так и не то --- люди, трафик, магазины, еда. И хотелось вернуться. Такие дела.

• 1
А что вы делали, чтобы ночью кони не ушли?

У каждого коня была привязана к седлу веревка с колышком. На ночь веревка привязывалась к ноге, колышек втыкался в землю, радиус передвижения лошади получался довольно большим, но ограниченным. В горах то ли некуда было колышки воткнуть, то ли коневоды просто этого не сделали, так что лошадки иногда гуляли сами по себе.

Do you heard about alone ballon game for android?

(Anonymous)
You're heard about the game "Alone Balloon" for android? It's really hard game, i'm could collect only 15 scores, it's really cool :)
I'm really want to find friend... Let's posting our scores on this post?

Нормального

(Anonymous)
Я хочу найти нормального адекватного человека, с кем бы могли сложиться отношения.идеала нет, но есть поступки , по которым я и могу судить о мужчине.секс и роль любовницы мне не интересна.Я не корыстна но мне важно чтобы мой мужчина что либо добился в жизни, сама много работаю.

Easy Online Money

p_haokip@zoho.com

one line shoes

(Anonymous)
Converse shoes in navy blue and black are perfect for your countryside trips and jungle sojourns. Skechers Shape Ups certainly employ much more fashionable components and styles than MBT. These are made with unique type of supplies.online shopping chappals.

learn your skills

Find out what you need to improve in yourself to become more effective!